Меры профилактики заикания

Спазмирование артикуляционной и гортанной мускулатуры вызывает заикание. Отклонения от нормы в речи наблюдаются чаще в начале разговора, чем в середине. В результате спазма человек задерживается на одном звуке, часто его повторяет, делает паузы.

image

Причины появления речевой патологии

Причины заикания:

  • травматизация мозговых центров;
  • особенности психики личности;
  • требования особого рода к речи со стороны родителей;
  • страхи;
  • смена психологической обстановки;
  • речь низкого качества в семейном кругу;
  • наследственность;
  • патологии речевого аппарата.

Профилактика у детей и взрослых логоневроза базируется на устранении явных причин заболеваний и улучшении психоэмоционального фона.

image

Мнение врачей:

Профилактика заикания играет важную роль в поддержании здоровья детей и взрослых. Врачи рекомендуют регулярно проводить упражнения для развития речи, контролировать дыхание и темп речи. Важно создавать комфортные условия для общения, избегая стрессовых ситуаций. Родителям следует обращать внимание на первые признаки заикания у детей и обращаться за помощью к специалистам. Помимо этого, рекомендуется следить за правильным питанием, ведь некоторые продукты могут способствовать ухудшению речи. Все эти меры помогут предотвратить появление или уменьшить проявление заикания, обеспечивая пациентам комфортное общение и уверенность в себе.

► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен

Меры предупреждения в детском возрасте

Первичная профилактика заикания предполагает вводный курс для родителей и педагогов младших дошкольных учреждений о правильном развитии речи у малышей в возрасте 2–5 лет. Значительная роль в появлении симптомов заболевания отводится:

  • особенностям характера;
  • ситуации психогенной в дошкольном учреждении и семье;
  • особенностям речи окружающих, которым малыш будет подражать на ранних стадиях становления речи.

Все люди, окружающие ребенка, имеющие непосредственное влияние на его воспитание, должны быть осведомлены об особенностях развития речи, условиях, способствующих речевым патологиям.

image

Профилактические меры сводятся к 3 основным направлениям:

  • профилактика развития патологии у малышей;
  • профилактика закрепления (хронификации) и рецидивов;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией.

Профилактика развития патологии у малышей

Профилактика косноязычия у детей заключается в обеспечении стабильной психогенной ситуации в социуме, в котором находится малыш. В группе риска находятся дети чрезмерно эмоциональные, у которых при рождении была натальная травма. Обычно они сильно привязаны к матери, практически не воспринимают других людей и их указания. Нестабильная психогенная ситуация для них чревата нарушениями сна, потерей аппетита, раздражительностью. Толчком к появлению симптомов может стать поступление в ясли, выход мамы на работу. Очень важно, чтобы родители воспринимали ребенка любого возраста как целостную личность, которая отличается своим особенным суждением и восприятием происходящих событий.

image

Говорите с малышом, объясняйте ему как взрослому человеку, почему делаете так.

Поступление в детский сад — важный шаг для родителя и ребенка. Часто дети думают, что мама их бросает, ощущают себя неловко среди других детей и чужих взрослых. Не давите, делайте все постепенно, принимая во внимание его желания.

В группе риска находятся дети с ранним речевым развитием и его задержкой. У первой группы способность формируется в 1,6—1,8 года. Они говорят фразами. Чаще произношение слов проходит на фазе инспираторного дыхания, поэтому, проговаривая слова, малыш часть из них проглатывает, стараясь быстро высказать свои мысли. Вторая группа развивает фразовую речь только к 3–4 годам. Их речь часто невнятная, с неправильным произношением многих звуковых форм.

image

Проработка мелкой моторики рук стимулирует мозговую деятельность, улучшает кровообращение, что способствует активизации работы ЦНС.

Это может быть рисование, перебирание в ручках небольших предметов разной фактуры. Правильное дыхание во время разговора имеет огромное значение. Для детей улучшение дыхательной функции и проработку артикуляционных мышц осуществляют за счет игровых упражнений:

  • надувание воздушных шаров, мыльных пузырей;
  • дыхание в воду через трубочку и т. д.

Тревожные дети часто боятся оставаться в темноте, спать самостоятельно. Не стоит давить на ребенка и оставлять его в темноте под предлогом, что он должен быть храбрым. Ничего страшного не произойдет, если вы оставите в комнате ночник. На разговорную речь влияет стиль разговора родителей. Произносите слова правильно, четко, не используйте уменьшений и неправильных слов по типу: кетя, кися, птича, сося и пр. Ребенок начинает воспринимать речь еще до момента, когда начнет формировать свою, поэтому все слова произносятся правильно и четко, без сюсюканья.

Заиканию способствует сосание соски (до 2 лет от нее нужно отказаться, а по возможности не использовать вообще), длительное кормление грудью (в возрасте 1–1,5 года ребенок уже может есть другую пищу).

Как вылечить заикание? 8 шагов к избавлению от заиканияКак вылечить заикание? 8 шагов к избавлению от заикания

Опыт других людей

Меры профилактики заикания вызывают разносторонние мнения у людей. Одни считают, что занятия логопедом и специальные упражнения помогают избавиться от проблемы. Другие утверждают, что заикание можно преодолеть самостоятельно, работая над дыханием и речью. Есть и те, кто считает, что важно обращаться к специалистам и применять комплексный подход, включающий психологическую поддержку. Некоторые люди относятся скептически к мерам профилактики заикания, считая, что это естественная особенность речи, которую не стоит исправлять. Важно помнить, что каждый случай заикания индивидуален, и подход к профилактике должен быть подобран с учетом особенностей конкретного человека.

Профилактика закрепления и рецидивов

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми дает хорошие результаты, но их адаптивный уровень остается низким, поэтому в будущем могут возникать рецидивы. Частые повторения приводят к хронификации заболевания и возникновению новых патологий в работе нервной системы.

Первые рецидивы наблюдаются при переходе из детсада в школу. Учителя нужно поставить в известность о проблеме малыша. Таких детей нельзя спрашивать первыми, заставлять отвечать, если у них случился ступор и настаивать на даче ответов в виде развернутых длинных фраз, если ребенок отвечает односложно. При возникновении рецидива его не отстраняют от устных ответов у доски, а стараются мягко адаптировать его к ситуации. Малыш должен регулярно наблюдаться у врача-логопеда и невролога.

Следующий опасный период — подростковый возраст. Ускоренное психосоматическое развитие совпадает с осложнением в общении и ростом требований к собственной речи. Эмоциональное напряжение выходит на предельный уровень в связи с эндокринной перестройкой. При возникновении рецидива необходима психолого-педагогическая помощь специалистов. В качестве профилактики периодически проводятся сеансы психотерапии, логопедические занятия.

Чтобы подросток чувствовал себя более уверенно, родители могут отправить его на курсы актерского мастерства или в школу лидеров.

Психологическая работа с детьми для предупреждения рецидивов болезни предполагает выработку следующих личностных качеств:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность;
  • активность.

Людям, у которых в прошлом были проблемы с речью, лучше отказаться от работы, требующей высокой психологической нагрузки.

коррекция заикания-фрагмент занятиякоррекция заикания-фрагмент занятия

Профилактика проблем с социальной адаптацией

Дети, страдающие от заикания, отличаются незрелой эмоционально-волевой сферой. Проявляется это в застенчивости, отсутствии желания общаться со сверстниками, пассивности в отношении полученных отметок за ответ. У ребенка низкий уровень мотивации, слабое общепознавательное развитие.

Приходя в школу в первый раз или попадая в некомфортную психологически ситуацию, человек оказывается неготовым к общению с социумом. Детям с патологией речи необходим другой режим обучения:

  • перерывы на физминутки;
  • интерпретация учебного материала, адаптированная под восприятие малыша;
  • подход индиидуальный;
  • наблюдение специалиста.

Информация для родителей

Чтобы не допустить развития патологии, опекуны должны внимательно следить за развитием речи и способствовать ему. Если заболевание имело место, используйте памятку для родителей по предупреждению рецидивов заикания:

  • поддерживайте и оздоравливайте нервную систему: занятия спортом, музыкой, полноценный отдых и правильное питание;
  • принимайте проблемы и учите этому ребенка, заикание не является источником всех проблем, происходящих в жизни;
  • тренируйте правильную речь для закрепления результатов: произносите скороговорки, учите стихи.

Соблюдайте основные правила речи. Ребенок должен держать спину ровно, принимать правильную позу, способствующую улучшению кровообращения и обеспечивающую оптимальное поступление воздуха в легкие. Малыш при разговоре всегда смотрит на собеседника, держится уверенно. Речь медленная, плавная, выразительная. Гласные произносятся протяжно, согласные — мягко, без напряжения. Длинные фразы разделяются на удобные смысловые отрезки. Не обязательно все время говорить, если не получается — делают остановку, продолжают речь, когда приходит ощущение уверенности в себе.

Заключение

Заикание — серьезная проблема, приносящая эмоциональный дискомфорт. Ее профилактику начинают проводить с момента формирования у ребенка речи. Очень важно, чтобы окружающие малыша люди правильно понимали ситуацию и были ознакомлены с основными правилами поведения в момент становления речи.

Частые вопросы

Что надо делать чтобы перестать заикаться?

Визуализируйте что-нибудь положительное … Познакомьтесь с пространством, где будет проходить презентация … Репетируйте, репетируйте, репетируйте … Сделайте глубокий вдох — или много глубоких вдоховЕщё

Какие упражнения надо делать от заикания?

положить шарик из ваты на стол и сдувать его в разные стороны,лечь, разместить на животе какой-либо нетяжелый предмет и дышать, напрягая мышцы пресса,дуть мыльные пузыри, надувать воздушные шары,используя соломинку, делать в воде пузыри и др.

Что может помочь от заикания?

Избавиться от заикания возможно только методами, предполагающими не меньшее участие пациента. Не ищите «волшебной» таблетки от заикания. Ее просто не существует! Нет необходимости для достижения речевого результата использовать манипулятивные техники: внушение, настрои, аутотренинг, речевки и наказания.

Как сделать так чтобы ребенок перестал заикаться?

Сделать паузу Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. … Говорить плавно. … Обратится к неврологу или логопеду.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь говорить медленно и расслабленно, делая паузы между фразами. Это поможет избежать заикания.

СОВЕТ №2

Практикуйте регулярно дыхательные упражнения, такие как глубокое дыхание или медитация, чтобы улучшить контроль над дыханием и речью.

СОВЕТ №3

Изучите техники релаксации, такие как йога или прогрессивное мышечное расслабление, чтобы снизить уровень стресса, который может способствовать заиканию.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации